Богословские статьи Новой учебной Женевской Библии
Брак и развод
Брак — это особого рода отношения между мужчиной и женщиной, которые вверили себя друг другу, заключили завет на всю жизнь (Быт 2:24, Мал 2:14, Мф 19:4-6).
«Брак был установлен для того, чтобы муж и жена могли оказывать друг другу взаимную помощь, для увеличения численности человеческого рода за счет появления законного потомства и для роста церкви за счет прибавления святого семени, а также для предотвращения всякой нечистоты (половой распущенности и безнравственности)» (Вестминстерское исповедание, 24 2). В своем идеальном виде (как его учредил Бог) брак служит для того, чтобы мужчина и женщина могли дополнять друг друга и помогать Богу в Его творческой работе по созданию новых людей. Брак предназначен для всего человечества, но Божия воля состоит в том, чтобы люди, принадлежащие к Его народу, вступали в брак только со своими единоверцами (1 Кор 7:39 ср. 2 Кор 6:14, Езд 9:10, Неем 13:23-27). Нельзя достичь полной близости, если супруги не соединены друг с другом в вере.
Используя в качестве иллюстрации отношение Христа к Церкви, Павел показывает, каким должен быть истинно христианский брак Он подчеркивает особую ответственность мужа как руководителя и защитника жены и указывает, что призвание жены — принимать своего мужа в этой роли (Еф 5:21-33). Различие ролей в семье не означает, однако, что жена ниже мужа, как носители образа Божьего они обладают равным достоинством и равной ценностью и должны исполнять свои семейные роли на основе взаимного уважения, которое коренится в признании данного факта.
Богу ненавистен развод (Мал 2:16), однако Он предусмотрел такую ситуацию с целью защитить разведенную жену (Втор 24:1-4); это, как сказал Иисус, было сделано «по жестокосердию вашему» (Мф 19:8). Учение Иисуса о браке (Мф 5:31-32, Мф 19:8-9) естественно понимать в том смысле, что супружеская неверность (грех прелюбодеяния) разрушает брачный завет и дает право на развод (хотя предпочтительнее было бы примирение), но тот, кто разводится с женой по менее веской причине, становится виновным в прелюбодеянии, если женится вновь и заставляет тем самым прелюбодействовать свою прежнюю жену, поскольку она тоже бывает вынуждена вступить в новый брак. Иисус четко формулирует принцип, согласно которому любой случай развода и повторного брака является нарушением установленного Богом порядка отношений между полами. На вопрос. «Когда развод позволителен?» — Он ответил, что развод непозволителен всегда (Мф 19:3-6), но поскольку сердца людей ожесточены, развод, хотя и остается злом, иногда может быть дозволен.
Павел говорит, что христианин, оставленный своим неверующим партнером, более «не связан» (1 Кор 7:15). Это, по-видимому, означает, что христианин может считать брачные отношения прекращенными. Следует ли из этого, что в таком случае позволителен повторный брак? Этот вопрос остается предметом споров, и единого мнения не существует Вестминстерское исповедание (24.5,6) с предусмотрительной мудростью, отражающей размышления реформатских богословов о процитированных выше местах Писания, заявляет:
«В случае совершения прелюбодеяния после брака невиновной стороне позволительно хлопотать о разводе и после развода жениться вновь, как будто виновная сторона умерла.
Хотя развращение человека столь велико, что приходится изучать доводы, оправдывающие непозволительное разлучение тех, кого Сам Бог соединил в браке, однако ничто, кроме прелюбодеяния или преднамеренной измены, которую не в силах исправить церковь или гражданские власти, не может быть достаточной причиной расторжения брачных связей, каковое совершается посредством установленной в обществе процедуры; разводящиеся не могут действовать по собственной воле и собственному усмотрению».
Этот материал еще не обсуждался.